Первым делом образования дитяти должно быть образование в вере,
преподание ему начальных истин ее в таком виде, как они для него могут
быть понятны. В сем возрасте (до вступления в школу) надлежит развить в
нем чистое, простое верование в могущество, святость и благость Бога,
создавшего все, любящего все доброе, осуждающего грех, но милующего и
спасающего грешников, раскаивающихся и желающих исправления.





Отдадим долг уважения знанию и учености. Скажем, если угодно, что люди,
обладающие глубокими познаниями о предметах природы, человечества и
общества человеческого, суть очи народа. Однако, как не всякому члену
тела надобно быть оком, так не всякому члену общества надобно быть
ученым. Но усиленные укоры невежеству и похвалы неопределительно
понятному просвещению посеяли в некоторых людях односторонние мысли, что
воспитание, достойное своего имени, есть только ученое, что воспитывать
- значит, преподавать науки, что воспитанным надобно почитать того, кто
прошел несколько поприщ уроков.

Это
значит - воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека.
Счастлив воспитываемый, если наставник в учении веры успеет глубже
посеять в нем семя духовного учения, нежели другие наставники семена
мирских учений, и если духовное семя будет питаемо домашними и
церковными упражнениями благочестия под влиянием доброго руководства и
примера. Учение Божественное очистит, утвердит и освятит учения
человеческие и сделает их употребительными на пользу частную и
общественную, потому что благочестие, как говорит Апостол, на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего (1 Тим. 4, 8).

Но
если благочестие, хотя и говорят о нем постановления, в самой душе
воспитываемого не положится в основание мирских учений, то они будут
истинно основательны. Учения неосновательные не благоустрояют жизни, а
между тем обыкновенно надмевают. Надменный мнимым знанием и
образованностью всего чаще ставит себя выше своего состояния. Так
происходят люди, которые не мирятся с бедностию, не уживаются с
посредственностию, не сохраняют умеренности в изобилии, алчут
возвышения, блеска, наслаждений, разочаровываются пресыщением так же,
как ненахождением пищи своим страстям, всегда недовольны, любят
перемены, а не постоянство, и, преследуя мечты, расстраивают
действительность настоящую и будущую...

Небрегут
о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной,
нежели спасительному для души бессмертной; если тщательнее меблируют их
голову набором слов и понятий, нежели возделывают вертоград их сердца,
исторгая из него дикия травы неправильных склонностей и привычек,
насаждая в нем благия чувствования к добродетели, ограждая его от ветров
легкомыслия и от бурь страстей; если при воспитании не довольно помнят и
не довольно употребляют в дело, сколь важное само в себе, столь же и
благодетельное для всех отраслей познания, начало учения: начало
премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его (то есть
хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие
дела)... Вы обрабатываете в детях будущих граждан, воинов, словесников,
письмоводцев, художников, промышленников; хорошо, но не пренебрегите
того, что еще лучше, - не пренебрегите образования в них сынов Церкви,
приготовления будущих граждан неба.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).